>
10 ВАЖНЫХ ШАГОВ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОТДЫХА В ЛАГЕРЕ
Поездка в лагерь, а в особенности первая — это волнительное мероприятие как для детей, так и для родителей.
Детский лагерь – новая реальность для ребенка. Самое сложное для детей – научиться жить одному, без родителей, научиться справляться со скукой. с жизнью без смартфонов, научиться принимать решения, научиться дисциплине и следованию распорядку. В лагере дети развивают творческие способности, социальные и коммуникативные навыки. Отрываются от привычной обстановки и вынуждены проявлять больше самостоятельности.
Важно сформировать у ребенка понимание того, куда он едет, что его ждет в лагере, с кем и как ему предстоит провести 16 дней!
Когда ребенок приезжает в лагерь, он сталкивается с новыми правилами, расписанием, группой сверстников и воспитателями, запускается процесс адаптации. Адаптация в лагере – это процесс приспособления ребенка к новой незнакомой среде и условиям пребывания. Во время адаптации, дети могут испытывать различные эмоции, такие как волнение, страх, радость и даже скучать по дому. Если ребёнку страшно, и он скучает - он будет стараться показывать это всеми силами: плакать, закрываться в себе, звонить и писать родителям (безусловно, в разных вариантах и разной степени). В этот период ребёнок может быть грустным, замкнутым, подавленным, сторониться коллектива, отказываться от игр, знакомств и какое-то время даже от еды. Как бы это не звучало – на первых порах это нормально. Зачастую наша психика неизвестное воспринимает как что-то опасное и непонятное. Процесс адаптации длится в среднем от 4-5 дней до недели. Насколько длительным окажется адаптационный период, зависит от психического и эмоционального состояния, воспитания, личностных качеств ребенка.
Максимальным сроком наблюдения за адаптацией считается неделя. Если за это время ребенок продолжает плакать, скучать по дому, то речь идет о ситуативной дезадаптации. Это временное состояние неспособности привыкания к новым условиям из-за сильного стрессового воздействия.
Дезадаптация проявляется по-разному, зависит от характера и личностных качеств ребенка. Наиболее распространенные варианты психоэмоциональной реакции:
В состоянии дезадаптации ребенок воспринимает все негативное в гипертрофированной форме. Незначительный дискомфорт у него разрастается до состояния великой трагедии. В телефонном разговоре с родителями он описывает лагерь исключительно в негативном ключе, причем в большинстве случаев «сгущает краски», начинает фантазировать.
В таком случае лучше забрать ребенка домой, возможно он еще не готов к лагерю и отрыву от родителей, иногда лагерь как времяпрепровождение в целом не подходит ребёнку, бывает, что вы как родитель ещё были не готовы отпустить ребёнка далеко от себя, сильно переживали и тревожились, ребёнок на расстоянии чувствовал и перенимал это.
Адаптация – сложный процесс, который требует моральных и физических сил ребенка, эти сложности помогают ребенку в личностном росте!
Давайте вместе подготовим ребенка к ПЕРВОЙ поездке в лагерь?
Очень важно подготовить ребенка морально к поездке. Рассказать заранее, что такое лагерь и что его будет там ждать: ранний подъем, определенный распорядок дня, правила, зарядка, присутствие в комнате других ребят, необходимость слушаться воспитателя. Если вы сами когда-то ездили в лагерь, имеете свой личный опыт - делитесь только положительными воспоминаниями!
Расскажите о том, какие увлекательные приключения его ждут, какой интересный новый опыт он получит в лагере: новые друзья, новые различные навыки, новые эмоции!
У нашего лагеря есть аккаунты в социальных сетях и там можно вместе с ребенком посмотреть фотографии, видео, узнать про тематики смен, увидеть эмоции других ребят, ощутить масштаб нашего лагеря и так у ребенка сложится более целостная картина о том, что его ждет в лагере «Горизонт».
Очень важно, чтобы у ребенка были сформированы навыки личной гигиены и этого требуют не только Правила лагеря.
Если за него всегда все делали родители, ребенок будет чувствовать дискомфорт из-за того, что другие дети уже все умеют, а он нет. Поэтому необходимо обсудить с ребенком бытовые моменты и объяснить, что теперь есть задачи, которые нужно будет выполнять самостоятельно: ходить в душ, чистить зубы, менять одежду, сушить мокрые вещи. Если ребенок младшего школьного возраста, то можно заранее дать ребенку попробовать застелить кровать, сложить грязные вещи в пакет, повесить на сушилку мокрые и тд.
Чем больше аспектов самостоятельности вы проработаете с ребенком, тем более он будет подготовлен к поездке и тем меньше у него будет беспокойства!
Чтобы ребенку было спокойнее и легче адаптация проходила легче можно дать ему с собой любимую игрушку, книгу, фотографию семьи, то есть тот предмет или вещь, который будет придавать ему большую уверенность и ощущение защищенности в новом месте.
Соберите вместе чемодан!
Чтобы ребенок мог без труда отыскать нужные вещи, не лишним будет подписать вещи или приобрести стикеры для одежды, в особенности для ребенка младшего школьного возраста. Очень часто в лагере бывает сложно найти хозяина простой белой футболки.
Вещи ребенка должны быть упакованы в один удобный для транспортировки чемодан или сумку. Перед отправлением нужно еще раз показать ребёнку содержание багажа, при необходимости, положить письменный перечень вещей. Вещи должны быть хорошо знакомы ребенку. Не нужно перегружать детский чемодан. Не рекомендуется давать ребенку в лагерь ювелирные изделия, косметику, дорогую одежду, ценные вещи, крупные суммы денег, электронные игры и гаджеты, аудиовидеотехнику, дорогостоящие мобильные телефоны и пр. (пункт 3 Правил внутреннего распорядка).
Для вашего удобства в пункте 6 Правил и с обратной стороны путевки расположен перечень необходимых вещей для лагеря.
Объясните ребенку что на протяжении 16 дней рядом всегда будут воспитатели.
Ребенок, особенно младшего школьного возраста может переживать, что останется в лагере один, без защиты родителей. Важно, чтобы ваш ребенок не боялся подойти за помощью к воспитателю!
Ребенок должен знать, что воспитатель всегда на его стороне, ему можно и нужно задавать любые вопросы, а главное не бояться и доверять.
Проговорите перед поездкой и напоминайте в течение смены ребенку, что в случае любых сложностей необходимо обращаться к воспитателю, это будет способствовать тому, чтобы ребенок себя чувствовал увереннее, спокойнее и снизит уровень тревожности из-за разлуки с родителем.
Обязательно укажите в анкете к путевке, что ребенок едет отдыхать в первый раз. Не замалчивайте особенности характера и поведения вашего ребенка, их тоже можно указать в анкете.
Попадая в лагерь, ребенок оказывается в новом незнакомом коллективе, ему необходимо за короткое время стать частью этого коллектива. Среда в лагере очень отличается от той, в которой ребенок привык находиться обычно, например, школа – там ребенок находится с одноклассниками и учителями на протяжении учебного года. Этот коллектив он хорошо знает, хорошо знаком с деятельностью, которую должен осуществлять, имеет определенный статус в этом обществе. Детский лагерь – это хорошее место с точки зрения социализации, где ребёнок может попробовать выстроить новые отношения с нуля и найти новых друзей, попробовать разные роли и способы общения.
Чтобы ребенку было легче влиться в коллектив заранее проговорите или запишите, что он может рассказать о себе. Интересы, хобби, домашние животные и т.д. Это поможет также не растеряться во время первых знакомств.
Каждый ребенок индивидуален, со своими особенностями в поведении и у каждого ребенка, даже очень общительного, могут возникнуть сложности в общении с незнакомыми людьми.
Если ваш ребенок не слишком общителен, отдых в лагере может стать для него толчком к развитию коммуникативных навыков!
Настройте ребенка на позитивный лад, расскажите о том, что не нужно бояться знакомиться первым, например, можно начать знакомство с соседом по комнате, обратить внимание на то, что сосед привез с собой: книгу, настольную игру, игрушку – это всё может стать темой для обсуждения. Можно также дать ребенку «суперсекретное» задание, например, разузнать имена всех девочек или мальчиков в отряде, имена воспитателей и потом поделиться с вами. Также можно напомнить ребенку о его любимых занятиях или играх, и предложить найти себе в этом напарника, например кого-то из соседей по комнате.
Объясните ребенку, что все дети вокруг будут в такой же ситуации – незнакомы между собой, они тоже стесняются или волнуются. Скажите, что не стоит бояться знакомиться, ведь ребята будут рады подружиться.
Особо стеснительных детей хорошо отправлять в лагерь с кем-то знакомым – братом или сестрой, одноклассником (но это не поможет стать самостоятельнее). Однако так ребенку будет проще адаптироваться при первой поездке.
Вашему ребенку важно понять, что в таком серьезном деле, как поездка в лагерь, вы ему полностью доверяете. Это очень хорошая мотивация к быстрой адаптации в лагере.
Расскажите, как вы рады тому, что он уже такой взрослый и может провести две недели без родителей. Дайте ребенку почувствовать ответственность за себя и свое поведение. Главное не переусердствовать, чтобы ребенок не почувствовал себя одиноким и брошенным!
Обязательно расскажите, что родные будут скучать по нему, но каждый день вы будете ждать звонка и интересных рассказов о том, как прошел день. Обязательно договоритесь с ребенком о времени звонка, пусть он вам звонит ежедневно, как только отдадут телефоны – в нашем лагере телефоны выдаются ежедневно и в определенное время согласно Правилам. Во время звонков попросите не утаивать и говорить вам обо всех эмоциях, но не провоцируйте концентрироваться на негативе, если вам ребенок плачет второй день подряд с просьбой забрать, обязательно сообщите воспитателю!!!
Дети считывают эмоции взрослых – если вы чрезвычайно беспокоитесь, так же будет реагировать и ваш ребенок. Ваша задача – расстаться на позитиве, тогда процесс адаптации пройдет намного легче.
Не обещайте ребенку, что если он захочет уехать, вы его сразу же заберете! Такая установка лишает возможности педагогических работников оказать помощь в адаптации вашему ребенку, ослабляет его мотивацию и полностью лишает желания справляться со сложностями!
Только вместе, сообща мы сделаем отдых в лагере максимально комфортным, позитивным и полезным, поможем ребенку вместе сделать первые шаги к самостоятельности и социализации, научиться взаимодействовать в команде, развить творческие и коммуникативные навыки и узнать лучше самого себя.